ФБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №141» ФМБА России
Тверская обл., г. Удомля, ул. Энтузиастов, 13

Консультации старшего воспитателя

Какие игрушки нужны детям (совет родителям)

Развитие большого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Имеются в виду те игрушки, память о которых ребенок пронесет через всю свою жизнь, а, возможно, и подарит своим детям.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители когда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котенка, зайчика, существо близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему по-настоящему.

     И помните, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом:  игрушки следует выбирать, а не собирать! Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителем, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

   Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность – чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание.

       Самые лучшие игрушки для маленьких — это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов (пластмассы, резины), хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими. К 3 годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»). Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.)   

Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

 Так какие же игрушки нужны детям?

Игрушки, копирующие предметы реальной жизни:  кукольное семейство (семья игрушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, стиральные машины, плиты, телевизоры, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон, мелки и т.д.

 Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты и т.д.

Игрушки, для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.

Заповеди для родителей и воспитателей

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребёнка подбадривают — он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Когда мама хочет отдохнуть

1. Попросите ребенка принести из комнаты синий грузовик, поезд и экскаватор. Поиски всех этих игрушек займут некоторое время и есть надежда, что, копаясь в игрушках, малыш увлечется ими. Если он выполнит вашу просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву «К» и т.п.). Чем ребенок старше, тем задания должны быть труднее. Тогда получится двойная польза. Во-первых, ребенок повторяет счет, буквы, формы, цвета и тренирует память, внимание. Во-вторых, вы наслаждаетесь несколькими минутами одиночества.

2. Давайте малышу игровые задания. Предлагайте уложить кукол спать, починить машину, накормить всех зверей. Хорошо, если кроме заданий вы предложите ребенку необычные инструменты для игры (например, гаечный ключ для машины или вымытое корытце от творожка для угощения зверей).

3. Каждой маме желательно завести «волшебный мешок». В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы. В общем все, что взрослые считают мусором, а дети — самыми дорогими сокровищами (отбирая предметы, не забудьте о безопасности!).

Ребенок, получивший такой мешок, надолго (точнее на 15-20 минут) оставит вас в покое. Не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто. Кроме того, у вас в квартире наверняка найдутся уже такие «мешки» — чемодан со старой одеждой, шкатулка с заколками для волос, коробочка для рукоделия (после изъятия опасных предметов).

4. Отдыхая вечером у телевизора, вырезайте картинки из упаковок от продуктов, буклетов, старых открыток. Занятие это очень хорошо успокаивает, а конверт с фигурками животных, машин, посуды, продуктов поможет вам занять ребенка трех-пяти лет.

 5. Если ребенок уверенно использует ножницы, отдайте ему на растерзание несколько старых журналов. Впрочем, журналы увлекут и малыша, покажите ему, как весело рвать бумагу, протыкать дырки, сминать ее в комки.

6. Самый заманчивый и эффективный способ отстоять свое одиночество — поставить ребенку мультфильмы. Но ради здоровья малыша злоупотреблять ими не стоит. Не забудьте так же аудиокниги, компьютерные презентации, слайдшоу.

7. Попросите малыша вам помочь. Например, вытереть пыль во всех комнатах, что-то отнести или разложить по местам.

 8. «Пойди, посмотри, прилетели птички на балкон (закипел чайник, нужно ли поливать цветок, какая лампочка горит на стиральной машине)?» — действенная формула остаться в одиночестве на минуту-две.

9. Попросите ребенка сесть рядом и заняться тем же, что и вы. Если вы читаете, предложите ему смотреть картинки в детской книжке, говорите по телефону — вручите и малышу старую трубку, пишете текст — достаньте для малыша ненужную клавиатуру, пусть и он понажимает клавиши.

10. Если вы купили игрушку (просто так, не в качестве подарка), которая увлекла ребенка, не дожидайтесь, пока он наиграется. Лучше спрячьте игрушку, чтобы достать ее в нужный момент, через день или два. Пусть и вам от нее будет польза. Наверняка у вас не возникнет вопросов, на что потратить освободившиеся минуты. Но все же позвольте дать совет — отдохните, расслабьтесь, насладитесь этими минутами. А домашними делами можно заниматься и вместе с ребенком. Пусть это хлопотно, зато весело! 

 

Печать E-mail